Журнал «Физика и студенты» / Современные плазменные технологии

Физика и современные плазменные технологии
Факультатив для студентов физико-математической школы

Физический факультет Новосибирского государственного университета

А. С. Золкин,
к.ф.-м.н., доцент, кафедра общей физики ФФ НГУ,
+7(383)363-41-81

Состав факультатива

Обычно студентов обучают основам современных технологий на старших курсах, когда уже есть теоретическая основа для понимания физических явлений и достаточные знания для расчёта и создания установок. Однако, прогресс во многих науках зависит скорее от отношения людей к задаче, их увлечённости, интереса и понимания основных, корневых понятий, от творческого отношения к проблеме. Как ни странно, знания не являются движущей силой в поиске оригинального решения. Они являются необходимой составляющей, но не достаточной. Двигателем развития наук и технологий является неугомонная творческая активность. Природа творчества полностью не ясна. Существует ли ген творчества? Что заставляет обеспеченного человека творить и создавать шедевры — не ясно.

Мы считаем, что в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете учатся, в основном, одарённые ребята с задатками творчества. Если это так, то мы должны познакомить их с современными высокими технологиями как можно раньше. Пора разбудить в них демона творчества. Необходимо научить созидать, изобретать, творить. Нам следует помочь стартовать. Но как это сделать? Мы должны создать условия для развития их творческого начала, познакомить с методикой научного исследования — "золотым ключиком" успеха.

Экономику любой страны развивают технологии. В них сосредоточены лучшие идеи и технические решения. Они позволяют получать солидную прибыль. Наукоёмкие (hi-tech) высокие технологии — это особая гордость человечества. Они впитали все достижения физики, химии, биологии, информатики и робототехники. Когда видишь, как создаются процессоры для интеллектуальных машин, как работают автоматизированные линии по сборке автомобилей в Японии, — трудно поверить, что это реальность, созданная человеком. Плоские плазменные панели восхищают нас своей красотой и комфортом.

уФХДЕОФЩ НМЕДЫЙИ ЛХТУПЧ жж озх ОБ ЪБОСФЙСИ РП РМБЪНЕООЩН ФЕИОПМПЗЙСН

Плазменные технологии занимают особое место среди других. Во-первых, многие технологии (лазерные, ионно- и электронно-лучевые) родились на основе знаний физики плазмы. Правильней сказать, это результат развития общей физики. Физика плазмы связана с дерзкой мечтой — управляемым термоядерным синтезом. Решение этой и других задач даёт новые знания как основу для многих оригинальных технологических решений. В наших общих интересах, показать молодым людям их возможности и перспективы, раскрыть базовые принципы создания технологий, необходимо убедить, что они могут достичь личного успеха, развивая и создавая новые технологии.

Физика плазмы интереснейшая область знаний. Объекты её исследования — загадочные, но хорошо нам знакомые природные явления: солнце, молния, огни Святого Эльма. Фантастика — в атмосферных условиях при взаимодействии низкотемпературной плазмы с поверхностью растут удивительно красивые кристаллы алмаза. Как это происходит? Ведь многие знают, что Родина природных алмазов — недра Земли — царство высоких давлений и температур. Если можно вырастить алмаз на поверхности Земли с маковое зёрнышко, что мешает вырастить — с яйцо?

Опыт работы физико — математической школы при Новосибирском государственном университете показал, что раннее приобщение ребят к фундаментальным наукам развивает их мышление, стимулирует творческую активность, даёт возможность быстрее и ярче раскрыться способностям. Если лучший способ научиться плавать — прыгнуть в воду, то наилучший способ научиться творить — пытаться самостоятельно разгадать какую-нибудь тайну природы и пытаться использовать знания, превращая их в полезный продукт. Сегодня нужно раскрыть студентам основные принципы создания наукоёмких технологий. Чем раньше начнёшь — тем ближе успех.

Творческий потенциал молодёжи огромен. Они способны натворить многое, но как направить эту энергию с пользой, прежде всего, для них самих? Именно поэтому есть смысл искать способы обучения творчеству, совершенствовать учебный процесс, создавать условия для раннего развития замечательного интереса у молодёжи. Но можно ли научить писать стихи как Пушкин? Можно ли научить творить музыку как Чайковский? Наши ученики напишут свои стихи и сочинят свою удивительную музыку.


© 2001 — 2004 Журнал «Физика и студенты» Оформление Александр Майоров