Интервью с Владимиром Ивановичем Нифонтовым,

основателем Кафедры физико-технической информатики

 

состоялось 24 мая 2001 г. в 14:15

 

Провел интервью Илья Орлов

 

Вопросы:

 

Какова квота набора на кафедру в этом году?

Каковы критерии отбора студентов на кафедру?

Чем отличаются кафедры АФТИ и ФТИ?

Будет ли меняться программа кафедры по сравнению с предыдущими годами?

Считаете ли Вы целесообразным набор студентов на информационные кафедры с первого курса?

Что бы Вы пожелали студентам, желающим попасть на кафедру ФТИ?

Будет ли существовать взаимодействие ФТИ – ФИТ?

Можно ли перевестись с ФТИ на ФИТ или обратно?

Что Вы можете рассказать об истории кафедры ФТИ?

Куда, в основном, попадают выпускники кафедры?

Какие спецкурсы кафедры Вы считаете самыми важными?

Ведете ли Вы какие–либо спецкурсы на кафедре?

Планируется ли заключение договоров между студентами–старшекурсниками и software–фабриками Новосибирска (в частности, с компанией Novosoft)?

Есть ли возможность восстановиться на кафедру ФТИ?

Принимают ли студенты ФТИ участие в каких–либо международных проектах?

Существуют ли конференции по информатике, на которые можно было бы представить курсовую работу или собственный проект?

Есть ли возможность выполнения курсовых работ по будущей специальности?

Владимир Иванович, о чем Вы мечтаете?

 


 

Какова квота набора на кафедру в этом году?

С этого года Николай Сергеевич Диканский распорядился, чтобы это было 12 человек, квоту уменьшили наполовину. Может и некрасиво на это рассчитывать, но в расчете на то, что направление очень дефицитное, и наряду со стандартным набором можно будет набрать побольше платников. Я вам хочу сказать, что вы не должны к этому относиться так, что вот он, волчий оскал капитализма, и что теперь все тут будет платное. На самом деле, университет просто живет очень плохо, и мы стараемся, всячески щадя студентов, собрать все-таки лишние деньги, потому что нам важно решить две больших проблемы. Нужно, чтобы преподаватели получали нормальные зарплаты, а это значит, что мы будем иметь возможность приглашать хороших преподавателей. На сегодняшний день ситуация получается смешная: откровенно говоря, доцент на кафедре, если он не остепененный, получает полставки. Эти полставки - смешно сказать - 300-350 рублей. Это первое - мы бы хотели как-то собрать деньги с целью приплаты преподавателям. Второе: мы хотели бы иметь возможность - а государство сейчас эту возможность не предоставляет - покупать побольше оборудования, организовывать новые терминальные классы для вашей подготовки. А денег просто нет. Можно тогда, конечно, остаться на позиции, что пусть у нас преподают "дешевые" преподаватели, пусть у нас будет плохое оборудование, все равно давайте учить, так лучше не учить вообще. Принимается некое волевое решение: давайте мы все-таки будем иметь, я не говорю "богатых", нормально оплачиваемых преподавателей, давайте мы будем иметь хорошее оборудование, давайте будем иметь возможность заказывать хорошие курсы лекций, и будем иметь хорошую подготовку. Казалось бы, к этому и призывать не надо, но, к сожалению, наша инерция, наш менталитет советский, он ведет к тому, что мы сейчас живем так смешно, как я говорю. Я хочу сказать, что так жить нельзя. Я уже не говорю о том, что такое наши общежития. Эти проблемы надо как-то решать. Когда Николай Сергеевич говорит о том, что надо всячески поощрять платное образование, то он же не собирает деньги непонятно для чего, к себе в карман. Он думает именно об этом, и именно в этом контексте принимается то решение, о котором я говорил. И с этой точки зрения полный ответ выглядит так: 12 человек мы берем по квоте, 12 на кафедру АФТИ и 12 на кафедру ФТИ, и почти сколько угодно, в пределах 25 человек и по той, и по другой кафедре на платной основе.

 

Наверх

 

Каковы критерии отбора студентов на кафедру?

Пока критерии достаточно примитивны, пока мы будем отбирать просто по оценкам. Хотя я понимаю всю уязвимость этих критериев, часто бывает так, что надо бы туда набирать несколько по другому признаку, просто приходят ребята, которые говорят: "Вы знаете, я вот такой вот программист, всю информатику знаю, а эту чертову физику… Ну и зачем мне она?" – спрашивает он. А я бы хотел ответить на это более распространенно. На самом деле, условно говоря, нам, России, не нужны упертые и совсем неразвитые программисты-набивальщики. Таких программистов в мире хватает – вся Индия ими заполнена, там их десятки миллионов. Нам нужны те программисты, которые знают физику, математику и могут участвовать в решении некорректных задач, которые никто больше в мире, кроме наших студентов, не сможет решить. Создалась такая пустая ниша. Тут я излагаю идеологию Факультета информационных технологий, который готовит таких вот программистов для оффшорных контор, но эта идеология относится и к вам. Информатика здесь подкреплена хорошим знанием физики. А критерии отбора – плохие критерии, мы набираем пока просто по оценкам и по какому-то очень слабому собеседованию. У нас в прошлых годах был общий набор, а после первого курса мы отбирали на кафедру. Казалось бы, прошел год, тут можно выявить, кто к чему стремится, и, тем не менее, не могли мы осмысленно отбирать. Мы с ними беседовали, смотрели на их оценки по математике и по информатике, и все равно не сумели мы правильно отобрать. Критерии отбора должны быть, конечно, комплексными. Как мы будем решать эту проблему в этом году – не знаю, для  начала – по оценкам. Все-таки есть такая сермяжная истина: бери отличника, и все из него получится, не прогадаешь, потому что если человек – отличник, то, прежде всего: а) парень старательный, что очень важно для изучения всех этих наук, б) работоспособный, ну и все-таки не дурак, не последний дурак, раз он отличник. Эти критерии, они, хотя и примитивные, работают четко.

 

Наверх

 

Чем отличаются кафедры АФТИ и ФТИ?

Обе эти кафедры фактически закреплены за институтами. ФТИ - за Институтом ядерной физики, АФТИ - за Институтом автоматики. Разница между ними довольно большая. ИЯФ - это крупный академический институт с программами по фундаментальным исследованиям в физике ускорителей, физике элементарных частиц и так далее. А любая из этих программ требует мощного оснащения всякого рода информационной техникой. К примеру, есть ускоритель, на ускорителе есть детектор - огромное трехсоттонное сооружение с магнитным полем. Чтобы до конца разобраться с теми частицами, которые там получаются, нужно их всех уловить. Все эти проволочки, которые должны отследить траектории частиц, выводятся в машину. Эта машина должна с очень высокой скоростью в режиме on-line, в реальном режиме времени, считать эти частицы. Если оценить производительность техники на этой операции, то нет другого места, где требовалась бы такая бешеная производительность. Это самые большие машины по части вычислительных средств на сегодняшний день. Это же относится и к различным программным средствам для оснащения подобных экспериментов. Это, конечно, не офисные программы, которые требуются в конторе, это более сложные, профессиональные программы, это программное обеспечение очень высокого уровня. И для нас являются критерием те программные средства, которые сейчас имеются в физических лабораториях, мы с ними взаимодействуем, по ним "примериваемся". А Институт автоматики - это институт, который обладает довольно высоким уровнем, но в силу жизненных обстоятельств на сегодняшний день это не цельный институт. Это набор лабораторий, выполняющих свой задачи, и, более того, наполовину приватизированных. И говорят: "Ты будешь работать у меня. У меня есть фирма, которая разрабатывает определенное оборудование, например, для видеокарт, либо каких-то сложных контроллеров. Эти лаборатории разрабатывают и программы, и интерфейсные блоки на вполне высоком уровне, но все равно есть некая разница. Есть разница и в отношении к студентам. ИЯФ в этом году "вкладывается" в студентов. Есть проблема: в той же фирме Novosoft, даже в тех же частных лабораториях Института автоматики зарабатывают больше. ИЯФ медленно повышает зарплаты, но пока слишком медленно. С этого года произошел некий перелом, мы повысили стипендии студентам третьего курса, работающим в лабораториях Института ядерной физики, это чисто ИЯФовская добавка студентам всех пяти кафедр при ИЯФ. Стипендия третьекурсников будет составлять около 500 рублей, четвертого и пятого курсов - до тысячи рублей. Это все мы делаем сознательно для того, чтобы как-то закрепить у себя студентов, чтобы они не сбегали в другие места. А то он устроится в какую-нибудь торговую контору, потом диплом приносит, условно говоря, "Оформление прилавка" J, это то, чем он в этой конторе занимался. Там он не приобрел, конечно, никакого уровня, но он жил нормально. Мы решили, что мы лучше сами поможем студентам выживать.

 

Наверх

 

Будет ли меняться программа кафедры по сравнению с предыдущими годами?

Революционным образом не будет, изменения будут скорее эволюционные. Например, закрепив этих студентов в ИЯФе, мы бы хотели более адресно относиться к запросам ИЯФа в использовании этих студентов. Хотелось, чтобы они решали задачи института, чтобы выпускались студенты, нужные ИЯФу, а то они проходят практику неизвестно где, и выполняют работы и не низкого уровня, но черт знает какие по теме. В связи с этим потребуются некоторые смысловые изменения в программе, мы должны давать побольше электроники, hardware, и также немножко улучшить программистские курсы. Но все будет изменяться постепенно.

 

Наверх

 

Считаете ли Вы целесообразным набор студентов на информационные кафедры с первого курса?

Не знаю, опрометчиво это или нет, с моей точки зрения, это не очень правильно, но в этом году информационные кафедры будут формироваться, начиная с первого курса. Лично я не считаю, что так будет лучше, возможно, это будет получше с двух точек зрения. Во-первых, если посмотреть с точки зрения формирования программ для информатиков и физиков, то мы не могли прийти к единому решению. Если мы усиливаем информационное содержание курсов, что для нашей кафедры важно, то тут же физики начинают говорить "а зачем нам это?" Причем возражения очень экспансивны, на Ученых советах звучит вопрос: "зачем физикам информационные курсы?" Два года назад все было совсем по-другому, тогда мы доказали физикам, что любой физик должен хорошо знать информатику. Но, тем не менее, реакционное звено победило, и в этом году было сформулировано, что богу - богово, а черту - чертово, что никакие вы не физики, вы информатики, вот мы вас отдельно и выделим, что я считаю, вообще говоря, неправильным. Мне кажется, что прежняя система подготовки, когда один курс учились все вместе, а потом разделялись, была лучше. И, во-вторых, будущая система дает выигрыш в меркантильном плане. Силовым образом Н. С. Диканский и ректорат назначили плату за обучение на информационных кафедрах 1300 долларов, так же, как и для ФИТ, так же, как и для информационных кафедр ММФ. А раньше это было невозможно. Хотя таким простым меркантильным соображением объяснить всю сложность этой перестановки нельзя. Таким образом, существует следующий фактор: неправильное отношение Ученого совета к информационным специальностям, непонимание того, что физики все-таки должны информатику знать существенно лучше, чем они думают. Это следствие того, что факультет стареет, заведующие кафедрами тоже стареют, и они не отслеживают новой ситуации. И я считаю, что решительное заявление, что физики есть физики, а информатики есть информатики, неправильно, и в будущем это скажется на судьбе выпускников. На нашу кафедру это повлияет мало, а всем остальным физикам будет существенно хуже.

 

Наверх

 

Что бы Вы пожелали студентам, желающим попасть на кафедру ФТИ?

Кто все-таки решился поступать на эту кафедру, значит, у него уже такая судьба, его уже от этого не оторвешь, он с компьютером возится, тут уже поздно выбирать. Но я все-таки хотел бы сказать одно: обучение на информационных кафедрах предполагает интенсивную работу, потому что информатик, он наряду с изучением физики и математики должен успевать хорошо и профессионально продвигаться в области компьютерной грамотности. Когда приходит мама и говорит: "ах, у меня ребенок не отходит от компьютера", а ребенок на самом деле а) играет в игры; б) ползает в Интернете; в) вообще непонятно чем занимается, порнухой, или слушает песни, никакого отношения к информатике это все не имеет. Более того, если говорится "ах, у меня ребенок знает BASIC, программирует", я говорю: "ради бога, пусть этот ребенок все, что выучил, забудет немедленно", потому что учить надо профессионально, его должен научить языкам программирования профессиональный преподаватель. И тогда он перестанет штамповать свои идиотские программки, которые только портят стиль, он будет понимать что-то. А чтобы этим заниматься грамотно, нужно уделять этому большое внимание. Я хочу подчеркнуть: информатикой надо заниматься всерьез. Нельзя ей заниматься на уровне дилетанта, если вы не хотите себе всю информационную биографию испортить. Вот сел я изучать C++, я должен изучить его, чтобы он был моим инструментом, а не просто галочкой в зачетке. А чтобы это было так, нужно тратить много времени. Таким образом, надо приготовиться к тому, что будет большая нагрузка.

 

Наверх

 

Будет ли существовать взаимодействие ФТИ – ФИТ?

Прежде всего: волею обстоятельств я вместо заведующего кафедрой ФТИ стал деканом ФИТ. Я, откровенно говоря, не особенно этого хотел, потому что очень много хлопот с новым факультетом, он только организуется, там столько всяких идиотских вопросов. Не хотел я этого. Но так уж вышло, зав. кафедрой ФТИ будет Владимир Михайлович Аульченко, он сейчас входит в курс дел, с сентября он займет должность заведующего кафедрой. Он очень высокий профессионал, он свое дело понимает, я думаю, у него не возникнет проблем. Предложение перевести всю информатику на ФИТ встречает решительные протесты. Это естественно, физфак понимает, что на сегодняшний день половина его популярности лежит на информатиках. Когда у нас был общий первый курс, из ста человек примерно девяносто подавали заявления на информационные кафедры. Именно по этой причине эти кафедры стараются держать все-таки на физфаке. В этом есть определенный резон; если принять тезис, что вся современная физика пропитана информатикой, наличие на физфаке такого отделения вполне логично. ФИТ будет выпускать несколько других специалистов, он будет выпускать программистов для software-контор типа Novosoft'а и т. д. А что касается взаимоотношений - на дискотеках… Может оказаться, что у нас будут некоторые пересекающиеся преподаватели, а пересечения по студентам не будет.

 

Наверх

 

Можно ли перевестись с ФТИ на ФИТ или обратно?

ФИТ более радикально решает проблему человека как программиста. Там студент сразу говорит: "не хочу я эту чертову физику знать, а хочу быть программистом". Хотя, в этом он тоже не прав. Все подобные опыты перевода были очень неудачны. К нам просились в основном те, у кого одни пятерки, но существует положение, что, по крайней мере, год нужно отучиться там, куда поступил. А за год программы физфака и ФИТ очень сильно расходятся. И когда мы стали подсчитывать, какие курсы нужно досдать, получилось слишком много. На ФИТ очень резко начинаются разные специфические курсы. И немногие это выдержат. И потом, сам физфак очень ревностно относится к этому.

 

Наверх

 

Что Вы можете рассказать об истории кафедры ФТИ?

История очень простая. В 1985 году ваш покорный слуга написал проект об организации новой кафедры. Очень долго придумывали название. Кафедра сразу была прикреплена к Институту ядерной физики. С кафедр, которые прежде существовали, в частности, с кафедры радиофизики, были набраны первые преподаватели. Наша кафедра отличается от многих других тем, что у нас больше всего молодых преподавателей. Причина очень простая: если в других областях науки можно себе представить, что лучше предмет знает старый, опытный человек, то в информатике это не так. Все наши старые информатики очень быстро выходят в тираж, потому что период полураспада знаний в информатике - 3 года, если три года не поработал, тебе больше нечего делать. Только молодые ребята могут успевать за темпом жизни в области информатики, они много читают, много изучают, быстрее "врубаются" в технологии Internet и т. д. В результате большинство наших преподавателей молодые и, как правило, незащищенные. На кафедре меньше всех в процентном отношении кандидатов наук. Как он станет кандидатом, если ему для того, чтобы написать диссертацию, нужно лет 6-7. Это же не кафедра теоретической физики, где на третий год этот теоретик уже пишет диссертацию. Они – высочайшие профессионалы в своей области, они в этом деле знают все и лучше всех. Но все другие говорят: "ну что это за кафедра…" Есть такая особенность, но она характерна вообще для информатики как для области знаний. Короче говоря, из таких вот молодых ребят и сформировался весь преподавательский состав кафедры. Мы едва даем ему стать магистрантом, как его мгновенно привлекаем к преподаванию. Это незаконно, в общем-то, но многие магистранты являются преподавателями кафедры. Особого количественного роста кафедры не было, а качественно – за эти годы появились совсем новые информационные технологии, которых в начале вообще не было, в начале это была просто классическая электроника, информационное направление появилось в последние лет пять. Все изменения, которые происходили на кафедре, отражали соответствующие изменения в информатике, появление новых информационных технологий, например, САПР, развитие компьютерной графики. Примерно такова история. Достойная история, кафедра примерно соответствует мировым тенденциям.

 

Наверх

 

Куда, в основном, попадают выпускники кафедры?

Я скажу, как это было бы идеально, как мы рассчитывали, и как это реально происходит. Предполагалось, что раз эта кафедра при ИЯФе, то информатики должны заниматься программным и hardware-оснащением экспериментов института в области физики плазмы, физики ускорителей и т. д. и действительно, в первые годы это было так, примерно 80% выпускников уходили туда. Сейчас тематика ядерной физики в фундаментальном направлении никак не поддерживается государством. Если институт строит ускорители или плазменные установки, то он строит их только за счет того, что он разрабатывает промышленные ускорители, продает их в Японию и в Америку, зарабатывает этим деньги и, вместо того, чтобы пускать их на зарплату сотрудников, вкладывает в фундаментальные исследования. С тех пор, как стала активно развиваться эта разруха в хозяйстве, это 1991–92 годы, в этот момент изменилось распределение выпускников. Многие из них очень логично сказали "а зачем я буду этой высокой физикой заниматься?" и стали уже на уровне третьего-четвертого курсов искать работу во всяких других местах. Институт стал уделять этому внимание, потому что мы стали уже бить тревогу, все уходят, очень мало народу остается. Постараемся эту ситуацию изменить. На самом деле человеку важно что? Окончить университет и через некоторое время защититься. Кандидатская диссертация – это хороший стимул в жизни человека. Даже если он потом уехал куда–то, степень кандидата ему важно. И приобрести это звание в любой конторе, сколько бы там ни платили, невозможно. Там нет ученого совета, нет научной проблемы, над которой можно работать. То есть привлекательность ИЯФа заключается в том, что работа программиста или хардверщика в ИЯФе обязательно привязана к определенной установке. А эта установка все время движется в научном плане, все время про эту установку, а значит, и про программу, идут доклады на международных конференциях. Формулировка темы кандидатской диссертации у нас не "поиск каких–то абстрактных корней непонятно в чем", а очень простая: "Программное оснащение установки ВЭПП–3". Установка работает, программные средства действуют, и наш совет может такие вот темы рассматривать. Это означает, что года через три-четыре человек, который действительно привязан к научной проблеме, имеет возможность защититься. На первых курсах это кажется не очень важным, на самом деле это очень важный стимул. Те, кто работает в Novosoft или в других конторах, они с большим пиететом относятся в этом смысле к ИЯФу, и мы им говорим: "Ребята, возвращайтесь к нам, на наши восемьсот рублей. Вам будет трудно, мы постараемся вас поддержать как–то. Поработайте хотя бы года три на реальной установке, помогите институту решить все эти проблемы, а мы вам поможем подготовить диссертацию". Это будет виртуальная прослойка людей, года три–четыре–пять работающих в ИЯФе, дальше они уходят, но придут другие. Все время есть этот виртуальный поток людей, которые несут с собой и культуру, участвуют в преподавании, берут под руководство студентов. Это уже не эрзац, это вполне нормальная жизнь. По этому поводу я вспоминаю, да и на Ученом совете приводит следующий пример: когда смотришь на Эльбрус, это самая высокая гора на Кавказе, над ним всегда висит туча. Какой бы ветер ни дул, тем не менее, над Эльбрусом висит шапка. Эта шапка образуется так: проносится теплый поток, но, пролетая над Эльбрусом, он охлаждается. И впечатление такое, что висит неподвижное облако, а на самом деле это поток последовательно замерзающих частиц воды. Когда я говорю о модели виртуального наполнения специалистами Института ядерной физики, я говорю, что нам бы такая виртуальная прослойка была бы адекватна. Такая туча мало чем отличается от реальной тучи: из нее идет дождь, она дает тень. Так можно жить. Вот в эту сторону институт сейчас будет разворачиваться, будет стараться закрепить у себя молодых специалистов.

 

Наверх

 

Какие спецкурсы кафедры Вы считаете самыми важными?

Давайте я не буду дергать за хвост священную корову и не буду говорить о физических курсах. Есть несколько основополагающих курсов и по языкам программирования, и hardware–курсы, касающиеся архитектуры ЭВМ, программируемой логики. Короче говоря, профессионал, который является специалистом по информатике в физическом институте, должен знать несколько вещей, их можно перечислить, так вот курсы, которые я назвал, этим вещам и посвящены.

 

Наверх

 

Ведете ли Вы какие–либо спецкурсы на кафедре?

Я традиционно в течение многих лет, около тридцати, читаю курс радиоэлектроники. Еще до появления кафедры я читал радиоэлектронику на физфаке.

 

Наверх

 

Планируется ли заключение договоров между студентами–старшекурсниками и software–фабриками Новосибирска (в частности, с компанией Novosoft)?

У тех людей, которые проходят практику в ИЯФе на установке, есть свой научный руководитель. Он старается, чтобы они сделали программную работу по оснащению конкретного эксперимента, и он в гробу видал этот Novosoft, поэтому какие там особые договора? Нет, конечно. Но мы не избежим ситуации, что человек находит время и, если ему хватает квалификации, подрабатывает. А дальше уже дело научного руководителя посмотреть, хватает ли ему времени на научную работу.

 

Наверх

 

Есть ли возможность восстановиться на кафедру ФТИ?

Существует общее положение, по которому если студент учился на бесплатном отделении, то его нужно восстановить. Ему пишется индивидуальный план, он бывает достаточно сложным, если он его выполнил, то почему нет?

 

Наверх

 

Принимают ли студенты ФТИ участие в каких–либо международных проектах?

Международного проекта, который бы предполагал сотрудничество на уровне кафедры или факультета, нет. К этому есть все основания, потому что многие университеты имеют адекватные кафедры и факультеты, есть и резон, и соблазн ввести понятие обмена студентами. Но тут я скажу вам вещь, которая может не понравиться: я, откровенно говоря, не вижу в этом пользы. С моей точки зрения, если человек уехал на год учиться, допустим, в Кембридж, для него этот год просто пропал. Он явно не впишется в учебную программу этого Кембриджа, и он явно отстанет от программы Новосибирска. Если ты такой хитрый и провертливый, что уехал туда, то считай, что съездил в интересный отпуск, не на море, а в университет. Но оттуда ты ничего не возьмешь и сюда ты ничего не привезешь. Но с другой стороны, если кто–то приходит ко мне и говорит, что есть договор о работе на год, то я без сомнения подписываю. Есть другие кафедры и факультеты, которые с большим интересом относятся к этому, есть взаимный обмен студентами. Может, это в гуманитарных вещах и полезно, но я бы сказал "учись, парень, вот когда научишься, тогда ищи себе место".

 

Наверх

 

Существуют ли конференции по информатике, на которые можно было бы представить курсовую работу или собственный проект?

Наша кафедра очень серьезно представлена на МНСК; эта конференция имеет высокий уровень. Мы участвуем в конференциях аналогичного уровня, которые проводятся Институтом связи. Как правило, эти конференции идут одна за другой, и наши ребята представляют доклады и там, и там. К концу обучения они имеют как правило две–три опубликованные научные работы. Кроме того, есть конференции, которые называются "международными" (если особенно туда приедут два украинца, один казах, то конференция уже международная). Если доклад на студенческой конференции хороший, то, мы имеем такие примеры, эти доклады представляются на "взрослые" конференции.

 

Наверх

 

Есть ли возможность выполнения курсовых работ по будущей специальности?

Да, конечно. Я еще раз повторяю, что для студентов кафедра – это набор лабораторий в Институте ядерной физики. Кстати, и не только в ИЯФе. В университете есть терминальный класс №312, там мы собрали беспрецедентный, в Сибири больше такого нет, кластер высокопроизводительных машин, и там работают студенты нашей кафедры. Есть возможность выполнить хорошие работы и по написанию программного обеспечения, и по hardware, то есть создать какое–то устройство.

 

Наверх

 

Владимир Иванович, о чем Вы мечтаете?

Мечты у меня такие приземленные… На меня, как паровоз, надвигается ситуация, когда сюда придут сто первокурсников ФИТа, а своих общежитий у нас нет. Возникает проблема, что вот они приехали, сели на свои чемоданы, а дальше пришла ночь и их надо куда–то распределить, куда–то устроить. Я мечтаю в этом году как–то пройти этап организации ФИТа, она включает несколько пунктов: решить проблему с общежитиями, с помещениями.  Раньше я имел заботы повеселее. Такова жизнь.

 

Интервью провел

Илья Орлов