Журнал «Физика и студенты»

Комплекс универсальных экспериментальных установок

для выполнения курсовых научно-исследовательских работ по физике газового разряда студентами младших курсов в университетах России.



Содержание
  1. Что представляет собой комплекс универсальных экспериментальных установок?
  2. Какие темы исследовательских работ решаются на таких комплексах?
  3. Что представляет собой установка в отдельности?
  4. Какие принципы положены в основу универсальных установок?
  5. Что стимулирует создание подобных проектов?
  6. Какие качества развивает программа курсовых работ у студентов?
  7. Есть ли подобные проекты за рубежом?
  8. Какое количество студентов может работать на одной установке?


  • Что представляет собой комплекс универсальных экспериментальных установок?
    Несколько установок, оъединенные одним физическим объектом (предметом) исследования (например, газовый разряд) и предназначенные для студенческих курсовых работ. На каждой установке группа студентов решает свою задачу и обмениваются полученными знаниями. В течение нескольких часов установка может быть разобрана и превращена в совершенно другую (см. фото)

  • Какие темы исследовательских работ решаются на таких комплексах?
    Примеры тем: исследование кривой Пашена для газов; исследование статифицированного газового разряда; исследование ионных пучков генерируемых из газового разряда; исследование характеристик газового разряда с полым катодом; эммисия микрочастиц из плазмы газового разряда и т.д. Количество тем зависит от фантазии исследователей и их желания. Это могут быть темы связанные с синтезом тонких плёнок, оптические исследования и т.д.

  • Что представляет собой установка в отдельности?
    Это блоки, соединенные между собой. Основной блок представляет собой "кубик" (110\110\110мм или 300\110\110), внутри которого вакуумный объём (ф90\90мм или ф90\250). К его сторонам может быть присоединена другая камера, другой блок, вентили, натекатели, измерительные приборы, азотные ловушки. Через фланец вспроходным отверстием ф47 к блоку присоединяется стеклянная труба с внешним диаметром 40мм произвольной длины. Электроды перемещаются внутри с помощью простой магнитной системы.

  • Какие принципы положены в основу универсальных установок?
    В основу конструкции положен принцип "детского конструктора". Требования к установке: 1-студент должен иметь возможность сам создать установку под задачу; 2- минимальное время сборки; 3-возможность поставить классические и современные опыты; 4-легко перестраиваться под задачу; 5-установка должна располагаться на столе и быть переносной; 6-обеспеченность литературой, методическими пособиями.

  • Что стимулирует создание подобных проектов?
    Студенты, участвующие в научной работе на младших курсах, гораздо эффективнее и более осознанно воспринимают курсы общей и теоретической физики. Эта идея положена в основу специальной программы выполнения курсовых исследовательских работ на всех практикумах физического факультета НГУ с 1983года. Она проверена временем и показала свою эффективность. Цель такой программы - повысить уровень учебного процесса, профессиональную подготовку студентов и выявить их научные интересы.

  • Какие качества развивает программа курсовых работ у студентов?
    Студенты выполняют курсовые работы, начиная с первого курса второго семестра, в течение четырёх семестров. Эта часть учебного процесса, является "лакмусовой бумажкой" определяющей ценностную ориентацию студентов во время учёбы в университете. Ясно, что именно в процессе самостоятельного поиска решений развивается творчество, происходит формирование творческой личности, вырастает специалист.

  • Есть ли подобные проекты за рубежом?
    Автор данного проекта познакомился с курсом профессора Ричарда Ямамото во время специальной поездки в Массачусетский Технологический Институт с целью изучения опыта преподавания экспериментальной физики. Студенты первого курса имеют возможность полностью заниматься экспериментальной физикой в течение месяца. Такая программа даёт хорошие результаты. Совместное обсуждение в течение года методики преподавания выявило необходимость иметь простые универсальные установки для студентов младших курсов, которые могли бы изменяться в зависимости от задач.
    В университете Стенфорда научной работе студентов младших курсов уделяют большое внимание. Лауреат Нобелевской премии Дуглас Ошеров с удовольствием рассказывал мне о том, как студенты участвуют в создании установок и проведении исследований. Он считает такую программу важной и перспективной.

  • Есть ли опыт эксплуатации универсальных установок?
    Два года эксплуатации пробного комплекса в НГУ показали перспективность использования таких установок. Созданы шесть установок в рамках инициативного проекта. Они состоят из одних и тех же блоков, но на них решаются различные задачи. Как и каждая работающая установка, данный комплекс нуждается в модернизации. Профессор А.П.Семенов, специалист по ионным источникам и физике газового разряда, хотел бы иметь такие установки. Профессор И. Ватанабе, член комиссии по развитию университетского образования Японии дал высокую оценку такому проекту (ноябрь 1999г).

  • Какое количество студентов может работать на одной установке?
    На каждой установке могут работать несколько студентов.
    Материал и фото: Александр С. Золкин
    Оформление и фото : Игорь Плотников