ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Физический факультет Новосибирского государственного университета

       

Обычно студентов обучают основам современных технологий на старших курсах, когда уже есть теоретическая основа для понимания физических явлений и достаточные знания для расчёта и создания установок. Однако, прогресс во многих науках зависит скорее от отношения людей к задаче, их увлечённости, интереса и понимания основных, корневых понятий, от творческого отношения к проблеме. Как ни странно, знания не являются движущей силой в поиске оригинального решения. Они являются необходимой составляющей, но не достаточной. Двигателем развития наук и технологий является неугомонная творческая активность. Природа творчества полностью не ясна. Существует ли ген творчества? Что заставляет обеспеченного человека творить и создавать шедевры — не ясно.

Мы считаем, что в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете учатся, в основном, одарённые ребята с задатками творчества. Если это так, то мы должны познакомить их с современными высокими технологиями как можно раньше. Пора разбудить в них демона творчества. Необходимо научить созидать, изобретать, творить. Нам следует помочь стартовать. Но как это сделать? Мы должны создать условия для развития их творческого начала, познакомить с методикой научного исследования — "золотым ключиком" успеха.

Опыт работы физико-математической школы при Новосибирском государственном университете показал, что раннее приобщение ребят к фундаментальным наукам развивает их мышление, стимулирует творческую активность, даёт возможность быстрее и ярче раскрыться способностям. Если лучший способ научиться плавать — прыгнуть в воду, то наилучший способ научиться творить — пытаться самостоятельно разгадать какую-нибудь тайну природы и пытаться использовать знания, превращая их в полезный продукт. Сегодня нужно раскрыть студентам основные принципы  создания наукоёмких технологий. Чем раньше начнёшь — тем ближе успех.

Творческий потенциал молодёжи огромен. Они способны натворить многое, но как направить эту энергию с пользой, прежде всего, для них самих? Именно поэтому есть смысл искать способы обучения творчеству, совершенствовать учебный процесс, создавать условия для раннего развития замечательного интереса у молодёжи. Но можно ли научить писать стихи как Пушкин? Можно ли научить творить музыку как Чайковский? Наши ученики напишут свои стихи и сочинят свою удивительную музыку.

Отзывы учащихся о факультативных спецкурсах можно прочитать здесь.


Плазменные нанотехнологии
Преподаватель
Золкин Александр Степанович, доцент, кафедра общей физики ФФ НГУ,
+7(383) 363–41–81
Цели и задачи спецкурса:
  • дать знания об основах физики плазмы;
  • дать знания об особенностях наносистем, взаимосвязи физики плазмы и нанотехнологий;
  • дать знания о физических основах плазменных нанотехнологий;
  • научить находить взаимосвязь физики плазмы с физикой наносистем;
  • научить применять знания при создании новых технологий;
  • научить использовать знания по физике плазмы в нанотехнологиях;
  • научить работать с информацией в области плазмо-химических технологий;
  • научить создавать установки на основе плазменных систем (газовый разряд; магнетронный разряд) для получения наносистем;
  • научить самостоятельно проводить исследования в области плазменных нанотехнологий;
  • научить писать отчёты и тезисы о проведённом исследовании;
  • научить делать доклады о проведённом исследовании на научном семинаре и конференции.


Низкотемпературная плазма и синтез наноплёнок
Преподаватель
Чепкасов Сергей Юрьевич
+7(383) 363–41–82
Цели и задачи спецкурса:
  • дать знания об основах физики плазмы и газового разряда (низкотемпературной плазмы);
  • дать знания о физических процессах, происходящих в газоразрядной среде;
  • рассказать об основных типах газового разряда;
  • на примере тлеющего разряда показать, что собой представляет газовый разряд;
  • научить исследовать характеристики газового разряда и понимать, какими процессами обусловлена та или иная характеристика;
  • научить применять знания о газовом разряде для осаждения тонких пленок;
  • научить работать с измерительными приборами.


Рост кристаллов. От нанокристаллов к макрокристаллам
Преподаватель
Гец Виктор Анатольевич
Цели и задачи спецкурса:
  • дать понятие о кристалле, как первой стадии перехода от неживой к живой природе, о его внутреннем строении и свойствах;
  • научить самостоятельно выращивать кристаллы из водных растворов;
  • изучить образцы ювелирных и технических кристаллов, выращенных в лабораториях Института гелогии и минералогии;
  • рассказать о применении кристаллов в микроэлектронике, лазерах, акустооптике и нелинейной оптике.


Методы исследования поверхностных свойств наноструктурированных покрытий
Преподаватель
Хомяков Максим Николаевич
Цели и задачи спецкурса:
  • дать знания об основных принципах работы сканирующих зондовых микроскопов (СЗМ);
  • дать знания о методах СЗМ. Сканирующей туннельной микроскопии, атомно-силовой микроскопии и др.;
  • дать знания о методах определения макро- и микротвердости;
  • дать знания о методах определения нанотвердости и модуля Юнга;
  • научить самостоятельно работать на СЗМ;
  • научить получать и обрабатывать СЗМ изображения;
  • научить измерять твердость поверхности объемных материалов;
  • научить измерять твердость тонких пленок и покрытий;


Факультативы прошлых лет

Методы измерения физических величин
Преподаватель
Коптелов Сергей Сергеевич
Цели и задачи спецкурса:
  • эффектно продемонстрировать физические процессы (рост кристаллов, химические водоросли, взаимодействие несмешивающихся и не вступающих в химические реакции жидкостей и т.д.);
  • дать знания по основам вакуумной техники;
  • дать знания по основам электротехники;
  • дать знания по основам молекулярной физики;
  • научить проделывать измерения в разных областях физики (механика, молекулярная физика, электротехника, вакуумная техника);
  • обучить школьников основам конструирования, научить их реализовывать свои идеи.


Физико-технические основы оптических измерений. От наноматериалов к макроматериалам

Преподаватель
Зырянов Олег Григорьевич
7(383) 363–41–82
Цели и задачи спецкурса:
  • научить расшифровать и понимать процессы, которые происходят в биологических объектах, химических реакциях и плазме на нано-уровнях;
  • научить определять и изучать по полученным спектрам молекулярный состав исследуемого образца для дальнейшего применения их в науке и технике.


Моделирование и измерение магнитных систем
(для плазменных нанотехнологий)

Преподаватель
Клименко Алексей Станиславович
Цели и задачи спецкурса:
  • дать знания об основах магнитных и электрических полей;
  • рассказать об основных типах магнитных материалов и их свойствах;
  • дать знания об основах построения магнитных систем с постоянными магнитами и электромагнитных систем;
  • дать знания по основным типам магнитных систем, использующихся в ускорительной и магнетронной технике;
  • привести обзор существующих средств измерения магнитных полей для различных систем;
  • научить применению знаний и умений по расчёту магнитных систем;
  • научить работать с измерительными приборами;
  • провести сборку систем на постоянных магнитах, измерению магнитных параметров и сравнению с расчётными


© 2007-2010 Журнал «Физика и студенты» Оформление - Пестерева Н.Н., ЛФЭ