Как написать аннотацию к курсовой работе? С чего начать?
А.С. Золкин
Новосибирский государственный университет Студенты младших курсов спрашивают: "Что такое аннотация? И вообще, зачем нужна аннотация?". Со второго семестра студенты-физики начинают работать над "курсовой" по молекулярной физике. Аннотация к студенческой научной работе является обязательной. Необходимо представить файл аннотации.
Содержание:
- Что такое аннотация?
- Что хотят читатели узнать из аннотации?
- Пример написания аннотации. С чего начать?
- Примеры аннотаций.
- Заключение. Почему студенту выгодно написать аннотацию?
Что мы читаем в первую очередь, если перед нами незнакомое литературное произведение?- Читаем аннотацию.
Как узнать содержание научной статьи или курсовой работы?- Прочитайте аннотацию.
Что такое аннотация?
Зачем нужна аннотация к курсовой работе?
- Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи // Советский энциклопедический словарь. Изд-во: "Советская энциклопедия".1979 год. (см. стр.61)
Что включает в себя аннотация?
- Задачи, решаемые в процессе выполнения курсовых работ на физическом факультете НГУ - научить студентов основам методики научного исследования; - научить оформлять результаты научной работы; - дать возможность студентам продемонстрировать свои творческие способности. (Читайте: "Памятка для студентов и преподавателей при выполнении курсовых работ...". Курсовая работа - это отчёт о научном исследовании. Следовательно, аннотация необходима, чтобы быстро познакомиться с полученными результатами. С другой стороны, аннотации помогают в выборе научного направления студентам, которые только приступают к своим курсовым работам. Результаты выполненных студенческих работ будут доступны, если будут написаны аннотации.
Каков объём аннотации?
- Если аннотация - это краткая характеристика работы, следовательно, необходимо писать о главном, основном. Аннотация включает все основные части работы.
Из каких частей состоит аннотация?
- Как правило, 1000-1700 знаков, включая пробелы. Научные журналы и оргкомитеты конференций устанавливают свои стандарты. Например в сообщении о конференции " ... an ION BEAM SYMPOSIUM during the EMRS Spring Meeting 2000 year... You may either send your 1500 character abstract...". Видно, что аннотация содержит 1500 знаков. Последнее время появились расширенные аннотации для научных конференций: до двух страниц! Это ближе к расширенным тезисам. Объясняется это желанием редакторов глубже понять содержание, чтобы выбрать лучшие работы. Кроме того, это связано с возможностями Интернет, который позволяет пересылать большие объёмы информации.
- Обычно, аннотация - не более 1700 знаков. Бывают короткие аннотации. Бывают - очень краткие. Из них мало чего понятно.
- Получается, что аннотация - это самостоятельное произведение, из которого должно быть ясно то, о чём авторы сообщают. Кстати, в США каждый год проводят конкурс на самый короткий рассказ. В нём не более 260 слов. Это примерно 1800 знаков (с пробелами). Результаты конкурса публикуются. Такие рассказы всегда читаются с большим интересом. Вероятно, 1700 знаков для текста аннотации выбраны не случайно.
- Когда Вы пишете аннотацию к статье или отчёту, то обязательно указывается:
Без этих частей аннотация не будет принята. Название поясняет цель научного труда, а иногда и методику. Это важная часть аннотации. Повторять в тексте то, что написано в названии не следует.
- -название статьи или доклада,
- -авторы (студенты и научный руководитель)
- -текст аннотации.
Что хотят читатели узнать из аннотации?
- Что исследуется, изучается? Читатель хочет понять цель работы и результаты (достижения). Прежде всего, он желает познакомиться с объектом исследования (физическое явление, экспериментальная установка или проблема): его параметрами, характеристиками. Читателю необходимо представить, с какой физической системой Вы работаете и каковы её основные элементы.
- Рассмотрена ли теория? Теоретическая часть (умная часть, если пошутить) призвана пояснить читателю: на чём основываются Ваши представления о физическом явлении и обоснованность действий, направленных на решение проблемы или задачи.
- Основные результаты. Что твёрдо установлено авторами в процессе исследования? Эта часть совпадает с текстом "Выводы", но она может быть несколько больше. "Выводы" являются частью работы и могут быть полностью понятны, если Вы читали всю работу.
- Что интересного Вы заметили в процессе исследования? Какой необычный для Вас эффект наблюдали? Пусть полностью Вы его не объяснили, но ведь было что-то такое, о чём промолчать просто нельзя и что, возможно, будет предметом будущего исследования.
- Методика исследования. Читатель желает знать, каким образом Вы получили свой замечательный результат. Методика часто определяет доверие к полученным данным. Поэтому следует кратко описать метод исследования.
- Погрешности измерений. Это важно, так как читатель всегда интересуется: "Не находится ли результат в пределах погрешности измерений?"
Хорошая аннотация всегда содержит численные величины. Можно сказать, что если нет численных данных, - нет и аннотации. Такая аннотация всегда не конкретна. Читатель не понимает: "Что же сделано, получено? Что новенького?". Только численные величины украсят работу и позволят физику понять её. В конце аннотации полезно указать: каким специалистам может быть интересна Ваша работа, и к каким областям знания относится труд.
Пример написания аннотации. С чего начать?
- Опыт показывает, что говорить об аннотации гораздо проще, чем её написать. Здесь предложена одна из схем написания аннотации. В данном примере последовательность написания аннотации совпадает с основными разделами курсовой работы.
- Предлагаем 12 шагов (предложений или частей, - как хотите). Пишите аннотацию по предложениям. Следуйте схеме.
- Название работы должно быть конкретным. Из названия должно быть ясно, что исследуется, и что именно Вас интересует. Из названия читатель должен понять: стоит ли ему читать дальше (размер шрифта 14; по левому краю).
Пример 1. Зависимость вольтамперных характеристик тлеющего разряда в аргоне от давления газа между плоскими медными электродами.
Не пишите: Исследование газового разряда. Это тема для большой книги.
Пример 2. Получение водородно-кислородного пламени электролизом воды и исследование его состава спектральным методом. Первые результаты.
Не пишите: Получение и исследование пламени. Это слишком неопределённо.
Пример 3. Исследование методом эллипсометрии толщины и показателя преломления тонких углеводородных плёнок, полученных из ионных пучков газа C2H5OH.
Из названия понятно: что и как исследуется.- Автор (ы). Фамилия Имя Отчество (12 кегль, жирный)
Физический факультет. Молекулярный практикум. Первый курс. 2 семестр. Гр..... , 2000 год. (10 кегль, курсив)- Фамилия Имя Отчество
Место работы. Научный руководитель. Телефон и адрес электронной почты
Сделайте один пробел.- Рассмотрена теория.... явления, процесса., ... особое внимание уделено... Читателю интересно: какие теоретические вопросы рассмотрены в работе. Это предложение выберете из раздела "ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" курсовой работы.
Пример 1. Представлены теоретические основы электролиза воды, а также элементы теории процесса горения водорода в кислороде. Приведены известные спектры продуктов горения водородно-кислородного пламени.
Не пишите: В работе есть теоретическая часть. Лучше ничего не писать.
Пример 2. Описана физика получения (формирования) ионных пучков с энергией 0,1-1.0 кэВ с плотностью тока: 1-10mA/см^2 из газов, при ионизации электронами.
Не пишите: В работе рассмотрена физика ионных пучков. Это громадная тема.
Пример 3. Кратко описаны физические основы метода эллипсометрии и его возможности при исследовании толщины и показателя преломления тонких плёнок на подложках полупроводников.
Не пишите: Описана теория эллипсометрии для исследования тонких плёнок . Это тема не для курсовой работы.
Пример 4. Эффект Джоуля-Томпсона теоретически объясняется решением уравнения Ван-дер-Ваальса для газов. Приведены условия проведения опыта с углекислым газом.- Создана экспериментальная установка....её основные характеристики... Если создавали небольшую часть установки, то напишите: что именно. Это предложение выберете из раздела "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ"
Пример 1. Создана и подробно описана экспериментальная установка по генерации смеси водорода и кислорода - продуктов электролиза воды. Применены два гидрозатвора для безопасной работы с пламенем. Производительность установки: 7см^3/с при напряжении U=18В и токе в электролите J=7A.
Не пишите: Создана соответствующая установка для проведения опытов.
Пример 2. Создано устройство для перемещения плоских цилиндрических электродов без нарушения вакуума с использованием кольцевого магнита на основе ВаО, установленного с внешней стороны газоразрядной трубки диаметром 36мм. Это существенно сократило время эксперимента.
Не пишите: Создана установка с устройством перемещения электродов.
Пример 3. Описан принцип работы эллипсометра типа ЛЭФ-3М (ИФП СО РАН), приведена схема его работы. Дана краткая характеристика и назначение основных элементов прибора.
Не пишите: В работе мы описали эллипсометр, который использовали в своей работе.
Пример 4. Основная часть экспериментальной установки - это камера, в которую через пористую перегородку подавался углекислый газ. Стенки камеры изготовлены из материала с малой теплопроводностью (в данном случае - винипластовая трубка). Температура газа контролировалась термопарами. Зарегистрировали изменение температуры газа: =2,1+0,1К.- Измерена... характеристика ...(Из раздела "РЕЗУЛЬТАТЫ"
Пример 1. Получен спектр водородно-кислородного пламени с помощью монохроматора УМ-2 в диапазоне длин волн 4000-7500 ангстрем. Спектры записывали с помощью самописца.
Не пишите: Получен спектр водородно-кислородного пламени. Нет ясности. Скудная информация.
Пример 2. Углеводородные плёнки получены при взаимодействии ионизированного потока (C2H5OH) с поверхностью монокристалла кремния. Использовали источник ионов с азимутальным дрейфом электронов с плотностью тока 80 мкА/см2. Температура подложки изменялась во время напыления в пределах от 380 до 4100C.
Не пишите: Плёнки получены с использованием источника ионов при различной температуре подложки.
Пример 3. Измерен показатель поглощения излучения "а" в зависимости от длины волны L для оргстекла ( а=0.127╠0.006 мм-1 при L=2.835*10-6 м ), стекла ( а=0,24╠0,02 мм-1 при L=2,873*10-6 м ), воды ( а=0,158╠0,005 мм-1 при L=2,021*10-6 м ). С использованием инфракрасного фильтра определялся "а" для минералов: гипс, аметист, топаз, альбит и кварц.
Не пишите: Измерен показатель поглощения излучения в зависимости от длины волны для оргстекла и других материалов.
Пример 4. Измерено критическое значение числа Рейнольдса (Re = rVсрD/m (справедливо для ламинарного течения), m - коэффициент динамической вязкости, D - диаметр трубы) равное примерно 2000. Получена зависимость коэффициента сопротивления в турбулентном течении от числа Re. Выявлено расхождение с известной теоретической зависимостью. Определен коэффициент перемежаемости (отношение времени существования в данной точке турбулентного режима ко всему времени измерения). Для Re=2000 он составляет 0.2, а для Re=3500 он равен 1.0.- Дополнительно рассмотрена:.замечено, что... (явление, процесс, какая-то особенность..)
Пример 1. Замечено, что при определённых условиях электрического разряда в аргоне в проводнике (зонде), расположенном рядом с газоразрядной трубкой скачком появлялся электрический сигнал (измерялся с помощью осциллографа). Дано возможное его объяснение.
Не пишите: Я заметил появление сильного сигнала в проводнике, расположенном рядом с трубкой, причина которого непонятна. Попытка объяснения очень желательна. Вас не осудят за ошибочное толкование явления.
Пример 2. Замечено, что факел пламени свечи отклонялся в поле плоского конденсатора гораздо сильнее в сравнении с водородно-кислородным пламенем при одинаковой разности потенциалов на пластинах.
Не пишите: Замечен интересный эффект, связанный с отклонением факела в электрическом поле. Слишком неопределённо.
Пример 3. Наблюдали нестабильность горения пламени, которая измерялась как изменение интенсивности (амплитуды) фиксированного спектрального пика вращательно-колебательной линии. Нестабильность составляет примерно +10% от максимума пика и имеет характер случайных флуктуаций во времени.
Не пишите: Обнаружена нестабильность горения пламени. Кроме вопросов эта фраза ничего не содержит.
Пример 4. Замечено, что, начиная с некоторой высоты падения капель (для раствора соли - 30мм), высота кумулятивной струи остается постоянной, а её толщина (не менявшаяся до этого значения) начинает увеличиваться.- Способ измерения заключался в .... (МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ)
Пример 1. Частицы меди исследовали (их размер и поверхность) на сканирующем электронном микроскопе в институте катализа СО РАН. Разрешающая способность прибора - примерно 100 ангстрем.
Не пишите: Проведено электронно-микроскопическое исследование частиц меди.
Пример 2. Твердые углеводородные плёнки анализировали на эллипсометре типа ЛЭФ-3М в институте физики полупроводников (ИФП СО РАН). Данные получены в предположении, что плёнка является однородной гладкой структурой на гладкой подложке.
Не пишите: Углеводородные плёнки анализировали на эллипсометре.
Пример 3. Суть метода. Расход газа через трубу, при прочих равных условиях, является функцией вязкости; при стационарном течении газа, установившийся градиент давлений на концах трубки уравновешивается силами трения на стенках. Температура стенок капилляра изменялась с помощью нагревателя в виде спирали из нихромовой проволоки.
Не пишите: Для исследования использовали знакомый капиллярный метод. Температура капилляра изменялась во время опыта.
Пример 4. Удлинение медной проволоки измерялось по изменению емкости "конденсатора" между дном платформы и плоской зафиксированной подложкой. Сначала проволока грелась без груза: измерялось её собственное температурное удлинение, а затем с грузом на платформе. По изменению удлинения определялся модуль Юнга. Проволока подвешивалась за один конец на штативе. К свободному концу подвешивалась легкая платформа с плоским дном из фольги. Проволока нагревалась током и по сопротивлению определялась её температура.- Полученная зависимость объясняется тем, что... (ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ)
Пример 1. При 50-100 кВ/см появляются нерегулярные импульсы ионизационного тока, которые не обязательно приводят к пробою. Причина таких импульсов - пузырьки кислорода или воздуха, находящиеся в жидкости или на поверхности электродов. Спустя некоторое время импульсы прекращались, что свидетельствует о "самоочистке" жидкости. В работе описана модель пробоя в керосине, основанная на первоначальном пробое в пузырьках газа.
Не пишите: В работе обсуждается механизм электрического пробоя в жидкости.
Пример 2. Расхождение полученных данных с известными результатами для гелия связано, предположительно, с примесями атмосферных газов в разрядной камере. Газ в результате диффузии попадает в разрядный промежуток.
Не пишите: В работе обсуждается причина расхождения полученных данных для электрического разряда в гелии с известными результатами.
Пример 3. При обработке данных было замечено, что давление в камере после некоторого падения вновь начинает расти. Мы объяснили этот эффект нагревом металлических и стеклянных частей лампы, которые остывают гораздо медленнее, чем вольфрамовая нить и десорбция с их поверхности в конце концов "перевешивает" адсорбцию на вольфрамовой нити.
Пример 4. С помощью формулы, полученной из баланса энергии, подбиралось такое значение степени черноты тела, чтобы экспериментальные данные совпадали с теоретической кривой поведения температуры. Определенная таким образом степень черноты латуни составила E=0,3647 (Табл.=0,0044).- Установлено, что .., (Что твёрдо установлено? ВЫВОДЫ)
Пример 1. На основе анализа полученных спектров установлено, что в пламени присутствуют молекулы NO2; H2O, атомарный кислород, что совпадает с известными литературными данными.
Пример 2. Полученные нами зависимости Пашена для аргона совпадают с известными литературными данными [Ховатсон, Райзер]. Для гелия данные расходятся.
Пример 3. Коэффициент преломления и толщина плёнки составили в среднем n=1.92╠0.11 и d=304╠20 ангстрем, соответственно. При температуре 2000C получены дисперсные плёнки. Плёнки, синтезированные при более высокой температуре, имеют более гладкую поверхность.
Пример 4. Коэффициент вязкости жидкости, с учетом рассчитанной погрешности составил 1,86╠0,39 Па*сек. (Общая погрешность эксперимента 21%).- Погрешность полученных данных: (скорость, температура и т.д. составила :..
Пример 1. Абсолютная погрешность измерения давления составляла не более 15%; расстояния между электродами - не более 10%, что давало погрешность измерения P*d не более 25%.
Пример 2. При проведении эксперимента основными источниками погрешностей были: неточность измерения манометром разности давлений на концах капилляра - 17% (ошибка связана с искривленностью поверхности жидкости в трубке), погрешность в определении расхода воздуха - 13%.
Пример 3. Относительная погрешность измеренной разности температур в процессе Джоуля-Томпсона для углекислого газа составила ~ 5%. Она связана с неточностью (трудностью) измерения температуры термопарами.
Пример 4. При давлении 4,4*10-5 мм.рт.ст. и в диапазоне температур от 300 до 1000 oС погрешность определения степени черноты латуни составила ~1,1% и обусловлена главным образом погрешностью термопары и теплоотводом через газ. Погрешность, обусловленная излучением стенок камеры, мала и ей пренебрегается.- Работа относится... (Эта часть относится к разделу ВВЕДЕНИЕ курсовой работы и может располагаться в конце аннотации либо в её начале). Здесь должно быть ясно указано: к какой области знания относится Ваш труд.
Пример 1. Работа направлена на дальнейшее исследование характеристик пламени и относится к молекулярной физике, химической физике, электрохимии и оптике.
Пример 2. Работа относится к физической химии: изучению десорбции газов методом десорбционной масс-спектрометрии.
Пример 3. Работа относится к физике электрического пробоя в жидкости. Необходимость высоких напряжений на малых расстояниях часто возникает при промышленном использовании жидких диэлектриков для ускорителей заряженных частиц и в различных энергетических установках.
Пример 4. Работа относится к физике роста тонких пленок, исследованию их структуры, а также к ионно-лучевым технологиям микроэлектроники.Примеры аннотаций
Пример 1. (1544 символов)"Получение водородно-кислородного пламени электролизом воды и исследование его состава спектральным методом. Первые результаты"
Саметова Анна А., Юркин Максим А.
Физический факультет. Молекулярный практикум. Первый курс. Гр.8341. 1999 год.
Золкин Александр Степанович
Физический факультет. КОФ. Научный руководитель. 39-78-74, Zolkin@phys.nsu.ruАннотация
- Представлены теоретические основы электролиза воды, а также элементы теории процесса горения водорода в кислороде. Приведены известные спектры продуктов горения водородно-кислородного пламени.
- Создана и подробно описана экспериментальная установка по генерации смеси водорода и кислорода - продуктов электролиза воды. Применены два гидрозатвора для безопасной работы с пламенем. Производительность установки: 7см^3/с при напряжении U=18В и токе в электролите J=7A.
- Получен спектр водородно-кислородного пламени с помощью монохроматора УМ-2 в диапазоне длин волн 4000-7500 ангстрем. Спектр записывали с помощью самописца.
- Наблюдали нестабильность горения пламени, которая измерялась при фиксированном спектральном пике интенсивности вращательно-колебательной линии. Нестабильность составляет примерно +10% от максимума пика и имеет характер случайных флуктуаций по времени.
- На основе анализа полученных спектров установлено, что в пламени присутствуют молекулы NO2; H2O, атомарный кислород, что совпадает с известными литературными данными.
- Работа направлена на дальнейшее исследование характеристик пламени и относится к молекулярной физике, химфизике, электрохимии и оптике.
Пример 2. (1270 знаков)"Исследование электрофизических свойств газов. Исследование зависимости Пашена для аргона и гелия."
Жамбалов М., Кочетков И.
Физический факультет. Молекулярный практикум. Первый курс. гр. 0000. 1999год.
Золкин Александр Степанович
Физический факультет. КОФ. Научный руководитель. 39-78-74, Zolkin@phys.nsu.ruАннотация - Исследована зависимость напряжения пробоя от давления (0.07 - 0.3 мм.рт.ст.), и расстояния (15 -166мм) между плоскими латунными электродами диаметром 34мм для аргона и гелия в стеклянной трубке при постоянном течение газа в область разряда. Напряжение пробоя фиксировалось по резкому росту тока через амперметр. Показано, что min напряжения пробоя соответствует область от 320В до 340В при произведении P*d от 1 мм*мм.рт.ст. до 5 мм*мм.рт.ст. Абсолютная погрешность измерения давления составляла не более 15% ; расстояния между электродами - не более 10%, что давало погрешность измерения P*d не более 25%. Полученные зависимости Пашена для аргона совпадают с известными литературными данными [Ховатсон, Райзер]. Для гелия данные расходятся. Предположительно это связанно с примесями атмосферных газов в разрядной камере, обусловленными диффузией газа в камеру. Работа относится к физике газового разряда; ионных пучков и плазменным технологиям.
Пример 3. (1205 знаков)"Эллипсометрическое исследование тонких углеводородных плёнок, полученных из ионных пучков газа C2H5OH"
Образовский Александр Е., Плотников Игорь А.,
Физический факультет НГУ. Оптический практикум.. Второй курс. гр. 0000, 1999 год.
Золкин Александр Степанович
Физический факультет. КОФ. Научный руководитель. 39-78-74, Zolkin@phys.nsu.ruАннотация - Рассмотрена теоретические основы метода эллипсометрии для исследования свойств тонких плёнок. Твердые углеводородные плёнки анализированы на эллипсометре типа ЛЭФ-3М (ИФП СО РАН). Данные получены в предположении, что плёнка является однородной гладкой структурой на гладкой подложке. Плёнки получены при взаимодействии ионов с поверхностью кремния. Использовался источник ионов с азимутальным дрейфом электронов (УАД) с максимальной плотностью тока 80 мкА/см2. Температура подложки изменялась во время напыления в пределах от 380 до 4100C. Коэффициент преломления и толщина плёнки составили в среднем n=1.92╠0.11 и d=304╠20 ангстрем, соответственно. При температуре 2000C получены дисперсные плёнки. Плёнки, синтезированные при более высокой температуре, имеют более гладкую поверхность. Работа относится к физике роста тонких пленок и исследованию их структуры, а также физике ионных пучков.
Заключение
- Форма написания аннотации может быть различной, но существо в ней должно быть отражено ясно. Вы познакомились с вариантами аннотаций. Обычно, это результат совместной работы студентов и научного руководителя. Кстати, помочь студенту написать аннотацию - святая обязанность научного руководителя. Это признак хорошего тона. Смелее обращайтесь с такой просьбой. Это ваше право. Руководителю приятна Ваша активность. Но прежде напишите свой вариант аннотации. Это ваша обязанность. И не переживайте, если после совместной работы от первого текста останутся только воспоминания. Мы все это проходили.
- Варианты аннотаций можно найти в журнале http://www.nsu.ru/psj/ в разделе "Конференции на ФФ". Каждый выступающий студент представляет аннотацию к докладу. Из аннотаций состоит известный реферативный журнал "Физика". Его можно взять в библиотеке университета или в научной библиотеке Академгородка (ГПНТБ СО РАН). В сетях Интернет можно найти много различных журналов, которые представляют аннотации статей. Например, посмотрите "Журнал технической физики" ( Физика твердого тела, Физика и техника полупроводников, Письма в ЖТФ) Адрес: http://www.ioffe.rssi.ru/
- Более 100 аннотаций к курсовым работам по молекулярной физике мы написали со студентами летом, как память тем, кто выполнял курсовые работы: с 1983 по 1993 год (курсовые работы были введены с 1983года). Мы познакомились с 830 работами и отобрали часть из них. Возможно, здесь вы найдёте и тему для своей курсовой работы. Адрес: http://www.nsu.ru/psj/ . Раздел: "Курсовые на практикумах".
- Часто студенты торопятся и не успевают написать аннотацию к моменту защиты своей работы. Преподаватель обязан выяснить причину отсутствия аннотации. Он может дать время на подготовку аннотации и не должен оценивать работу, если аннотация отсутствует. Это решение кафедры общей физики. Студент должен подготовить файл аннотации и "сбросить" его на компьютер практикума в директорию АННОТАЦИИ, в папку своей группы. Название файла - это фамилия и группа. Например: Ivanov931-2.doc.
- Студенту выгодно написать аннотацию. Достаточно её прочитать, и становится ясно, - что сделано. В результате - меньше несущественных вопросов со стороны преподавателя и студентов на семинаре. Если Вы действительно хотели сделать хорошую работу, - всегда есть, что написать. Главное - не занижайте значимость полученных Вами результатов. Всем ясно, что сегодня Вы многое делали бы по-другому.
- Какова дальнейшая судьба аннотации? Аннотации наших курсовых работ будут сохранены в электронном журнале "Физика и студенты" по адресу: http://www.nsu.ru/psj/ в разделе КУРСОВЫЕ НА ПРАКТИКУМАХ. Таким образом, наполняется копилка знания по экспериментальной физике в нашем университете, а Вы делаете свой первый вклад в развитие образования. Известно, что аннотации всех научных статей хранятся в специальных реферативных журналах. Например, РЖ ФИЗИКА; РЖ ХИМИЯ и т..д. Это действительно, настоящая кладовая знаний.
- Если частичка Вашего труда будет полезна другим студентам, то можно уверенно сказать: Вы - счастливчик!
Успехов.
Александр Степанович Золкин
Январь, 2000