На рис. 8 представлен вид сверху нашей газгольдерной баллонов, в которых находится воздух под давлением около 25 атм.
На рис. 9 приведены основные параметры аэродинамических труб в плоскости (Re, M), где Re единичное число
Рейнольдса, М число Маха.
В институте функционирует комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок, который охватывает диапазоны чисел
Маха от 0,01 до 25 и чисел Рейнольдса от 104 до 108. Создана
уникальная гиперзвуковая аэродинамическая труба адиабатического сжатия с мультипликаторами давления, в которой
обеспечиваются натурные числа Рейнольдса, чистый поток с постоянными параметрами и достаточной продолжительностью рабочего
режима.
В четверг все, кто пойдет в институт, все эти установки посмотрят. Я расскажу только об одной установке АТ-303. Установки
с единичкой это установки ЦАГИ в Москве. С двоечкой: 202, 201, которые есть в СибНИА это институт прочности, но
там есть и несколько аэродинамических установок. А троечка это мы. Аэродинамические трубы ИТПМ практически
полностью перекрывают сверхзвуковой диапазон. По числу Маха перекрыть можно, а вот по числу Рейнольдса дело обстоит гораздо
сложнее не всегда возможно получить нужное число Рейнольдса, которое влияет на переход из ламинарного течения
в турбулентное. Вопрос о переходе ламинарных течений в турбулентные еще очень далек до своего завершения, а физика процессов
существенно зависит от этого явления. Я покажу основные параметры наших установок: рабочие части, число Маха и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование |
|
Рабочая часть, м |
|
Числа Маха |
|
Давление торможения, атм |
|
Температура торможения, К |
|
Макс. число Рейнольдса, 1/м |
|
Время работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-324 |
|
1×1 |
|
0,030,3 |
|
~1 |
|
300 |
|
3×106 |
|
60 min |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-313 |
|
0,6×0,6 |
|
1,86,0 |
|
12 |
|
до 700 |
|
6×107 |
|
5 min |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-325 |
|
0,2×0,2 |
|
0,54,0 |
|
12 |
|
300 |
|
2×107 |
|
10 min |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-326 |
|
0,2 |
|
514 |
|
120 |
|
до 1500 |
|
4×106 |
|
1 min |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-327 |
|
0,22 |
|
1625 |
|
200 |
|
2500 |
|
2×105 |
|
40 s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-333 |
|
0,3 |
|
25 |
|
|
|
|
|
5×107 |
|
10 min |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТ-302 |
|
0,3 |
|
515 |
|
1000 |
|
3000 |
|
~107 |
|
120 ms |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АТ-303 |
|
0,3×0,3 0,6×0,6 |
|
1020 |
|
3000 |
|
2500 |
|
~108 |
|
up to 500 ms |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Code |
|
Test section size, m |
|
Mach range |
|
Stagnation pressure, atm |
|
Stagnation temperature, K |
|
Max. Reynolds number, 1/m |
|
Running time |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 10. Основные параметры аэродинамических труб |
|
|
|
|
|
Я могу сказать, в свое время мы начали строить эту установку в период перехода от социализма к капитализму, было трудно,
но мы все же ее построили. Эта установка знаменита тем, что здесь газ сжимается с помощью гидравлики до 3000 атмосфер,
температура торможения на модели будет 3000 °С. Затем этот газ истекает из форкамеры через профилированное сопло и поступает
в рабочую часть установки. В рабочей части этой установки ставят модели для исследования и различные датчики для измерения.
Мы шли таким путем повышали давление в форкамере до 3000 атмосфер, что приводило к повышению числа Re, а американцы
шли другим путем . Они имели 20-30 атмосфер в форкамере, но в сопле при разгоне газа он охлаждается, и стали греть газ
с помощью лазеров, т. е. можете себе представить, какую систему они собираются построить. Поток газа должен быть равномерным,
в противном случае мы будем иметь не реальную атмосферу, в которой летают конкретные аппараты. Прошло уже лет 12, а они все
еще с этой задачкой мучаются, а наша труба работает и в год дает 300400 пусков. Сейчас на эту трубу есть запросы, есть
желание посмотреть влияние больших чисел Рейнольдса на процессы обтекания. Преимущество этой установки в том, что поток
чистый. Берут сухой чистый воздух, здесь нет никаких вредных примесей. Конечно, можно получить такие давления, сделав
просто электрический разряд, но тогда от стенок электродов, и самих стенок камеры будет отлетать материал в газ, и мы будем
иметь поток, не соответствующий реальному. Этот чистый поток позволяет исследовать химические процессы в двигателях
летательных аппаратов будущего или при обтекании летательного аппарата, когда он входит в атмосферу. На химию влияют сильно
различные примеси. Представьте себе, что в результате газового разряда вы получили поток с высокой температурой, и у вас
побежала очень нагретая окалина вместе с потоком. Если вы исследуете загорится ли смесь или нет, то ясно, что если
в ней есть очень горячие частички, то она загорится, а в реальном потоке таких частиц нет двигатель не будет
работать. Исследование этих процессов горения в трактах гиперзвуковых прямоточных реактивных двигателей (ГПРД) очень нужны,
так как летательные аппараты будущего будут иметь только такие двигатели.
Мы гордимся результатом, который был получен, правда не на этой установке, и сейчас активно исследуется во всем мире.
В конце 50-х и начале 60-х годов была высказана мысль, что самолеты будущего не будут летать с таким же двигателями, как
сейчас, и не будут брать окислитель с собой, а будут забирать его из атмосферы. Это позволит существенно увеличить вес
полезной нагрузки летательного аппарата. В 60-е годы были построены очень простые одномерные модели нашим очень известным
аэродинамиком Щитенковым и показано, что если все работает, то этот двигатель имеет преимущества. До 1978 года не было
показано ни одного положительного примера, что такой двигатель можно в принципе сделать. В нашем институте было показано,
что этот двигатель дает положительную тягу при горении атмосферного окислителя с водородом в качестве горючего
(рис. 12).
Мы должны в будущем перейти на такие двигатели, но пока они еще не созданы, есть много научных проблем, препятствующих
созданию этого аппарата. Мы гордимся этим результатом, который был получен в стенах нашего института. Я не исключаю, что
где-то в закрытой литературе есть этот результат, т. к. эта область активно исследовалась, но в открытой литературе
такого результата до нас не опубликовано.