Введение |  Научный метод Леонардо 

Могилевский М. А.
Научный метод
Леонардо да Винчи

Лекция Могилевского Михаила Алексеевича
Профессор. Физико-Математическая Школа
при НГУ (Новосибирск) — Евроатом
(Италия) — Сиэтл (США).
Леонардо да Винчи

Введение
15 апреля 2002 г. исполняется 550 лет со дня рождения Леонардо да Винчи (1452-1519), наиболее яркого универсального гения за всю историю человечества. До настоящего времени сохранилось 10 картин Леонардо и около 7000 страниц научных записок из 20000, оставленных по завещанию его ученику Франческо Мельци. Среди бумаг Леонардо сохранилась басня:

«Бумага, видя себя всю покрытой записями, выражала недовольство, но чернильница успокоила её, сказав, что бумагу хранят лишь благодаря наличию этих записей» Fоrstег III 27 r.

За последние 120-150 лет сохранившиеся кодексы Леонардо да Винчи были опубликованы, и теперь мы знаем его работы много лучше, чем современники. Многие научные результаты Леонардо да Винчи были повторены лишь через 100-300 лет. Среди наиболее важных научных открытий в различных областях можно отметить:
  • открытие Принципа Невозможности Вечного Двигателя, который эквивалентен Принципу Сохранения Энергии (см. статью в журнале «Квант», 1999, № 5);
  • понимание и использование в исследованиях закона инерции и III закона Ньютона;
  • фундаментальные исследования по трению (Fтр = mN для гладких поверхностей и Fтр ~ S для шероховатых поверхностей, изобретение подшипника);
  • объяснение голубого цвета неба и волной природы света;
  • открытие основных законов гидростатики и гидродинамики;
  • «солнце не движется»;
  • понимание далёкого прошлого и далёкого будущего Земли;
  • изобретение велосипеда, танка, первых роботов;
  • фундаментальные работы по анатомии и физиологии.
Леонардо не получил университетского образования. Анализ его достижений позволяет утверждать, что он разработал свой очень эффективный метод подхода к проблемам. Будучи преподавателем физики в ФМШ и общаясь со способными учениками, я потратил около 30 лет на восстановление научного метода Леонардо. Работая в течение двух лет в Италии, я получил доступ к манускриптам Леонардо. Теперь основные положения предлагаемой схемы его метода подтверждены результатами Леонардо да Винчи и его высказываниями.

В докладе предполагается изложить в систематизированном виде основные особенности подхода Леонардо к проблемам. Наиболее важными являются особо выделенные в схеме начальные этапы работы:
«I. Происхождение проблем»
«II. Формулировка проблем»
К сожалению, эти важнейшие этапы подхода к проблемам в современной системе преподавания фактически утеряны. Результаты исследований оформлены в виде книги — пособия по развитию творческих способностей к науке. Книга рассчитана на научных работников, студентов, учащихся хорошо специализированных школ, учителей. Разработанная схема использовалась и районе с учащимися в ФМШ, и учителями физики в Институте усовершенствования учителей, докладывалась в Объединённом Научном Центре ЕС (Испра, Италия ). в Университетах Сан-Диего и Сиэтла (США).
Леонардо — учёный
S-1. Искусство <=> наука.
S-2. Фундаментальные законы природы.
2.1.Perpetuum mobile
2.2.Законы механики
2.3.Закон сохранения массы
2.4.Строение материи
S-3. Механика.
3.1.Статика. Строительная механика
3.2.Упругость
3.3.Трение
3.4.Гидродинамика
3.5.Аэродинамика. Полёт
S-4. Оптика.
4.1.Механизм зрения
4.2.Физиологическая оптика
4.3.Геометрическая оптика
4.4.Фотометрия
4.5.Излучение, поглощение и рассеяние света
4.6.Волновая природа света
S-5. Космология.
S-6. Земля как живой организм.
S-7. Математика.
S-8. Техника.
8.1.Основные принципы
8.2.Детали машин
8.3.Изобретения
S-9. Биология.
9.1.Анатомия
9.2.Сравнительная анатомия
9.3.Физиология
9.4.Ботаника
S-10. Лингвистика.
S-11. Общее ядро в достижениях Леонардо.
S-12. Научные достижения Леонардо и
 некоторые проблемы современной школы.
Научный метод Леонардо >>