Научный метод Леонардо да Винчи
Лекция Могилевского Михаила Алексеевича Профессор. Физико-Математическая Школа при НГУ (Новосибирск) Евроатом (Италия) Сиэтл (США).
Введение
15 апреля 2002 г. исполняется 550 лет со дня рождения Леонардо да Винчи (1452-1519),
наиболее яркого универсального гения за всю историю человечества. До настоящего времени сохранилось 10 картин
Леонардо и около 7000 страниц научных записок из 20000, оставленных по завещанию его ученику Франческо Мельци.
Среди бумаг Леонардо сохранилась басня:
«Бумага, видя себя всю покрытой записями, выражала недовольство, но чернильница успокоила её, сказав, что бумагу хранят
лишь благодаря наличию этих записей»Fоrstег III 27 r.
За последние 120-150 лет сохранившиеся кодексы Леонардо да Винчи были
опубликованы, и теперь мы знаем его работы много лучше, чем современники.
Многие научные результаты Леонардо да Винчи были повторены лишь через 100-300 лет. Среди наиболее важных научных
открытий в различных областях можно отметить:
открытие Принципа Невозможности Вечного Двигателя, который эквивалентен Принципу Сохранения Энергии (см. статью в журнале «Квант», 1999, № 5);
понимание и использование в исследованиях закона инерции и III закона Ньютона;
фундаментальные исследования по трению (Fтр = mN для гладких поверхностей и Fтр ~ S для шероховатых поверхностей, изобретение подшипника);
объяснение голубого цвета неба и волной природы света;
открытие основных законов гидростатики и гидродинамики;
«солнце не движется»;
понимание далёкого прошлого и далёкого будущего Земли;
изобретение велосипеда, танка, первых роботов;
фундаментальные работы по анатомии и физиологии.
Леонардо не получил университетского образования. Анализ его достижений позволяет утверждать, что он разработал свой
очень эффективный метод подхода к проблемам. Будучи преподавателем физики в ФМШ и общаясь со способными
учениками, я потратил около 30 лет на восстановление научного метода Леонардо. Работая в течение двух лет в Италии,
я получил доступ к манускриптам Леонардо. Теперь основные положения предлагаемой схемы его метода подтверждены
результатами Леонардо да Винчи и его высказываниями.
В докладе предполагается изложить в систематизированном виде основные особенности подхода Леонардо
к проблемам. Наиболее важными являются особо выделенные в схеме начальные этапы работы:
«I. Происхождение проблем»
«II. Формулировка проблем»
К сожалению, эти важнейшие этапы подхода к проблемам
в современной системе преподавания фактически утеряны. Результаты исследований оформлены в виде книги пособия
по развитию творческих способностей к науке. Книга рассчитана на научных работников, студентов, учащихся
хорошо специализированных школ, учителей. Разработанная схема использовалась и районе с учащимися в ФМШ, и учителями
физики в Институте усовершенствования учителей, докладывалась в Объединённом Научном Центре ЕС (Испра, Италия ).
в Университетах Сан-Диего и Сиэтла (США).
Леонардо учёный
S-1. Искусство <=> наука.
S-2. Фундаментальные законы природы.
2.1.Perpetuum mobile
2.2.Законы механики
2.3.Закон сохранения массы
2.4.Строение материи
S-3. Механика.
3.1.Статика. Строительная механика
3.2.Упругость
3.3.Трение
3.4.Гидродинамика
3.5.Аэродинамика. Полёт
S-4. Оптика.
4.1.Механизм зрения
4.2.Физиологическая оптика
4.3.Геометрическая оптика
4.4.Фотометрия
4.5.Излучение, поглощение и рассеяние света
4.6.Волновая природа света
S-5. Космология.
S-6. Земля как живой организм.
S-7. Математика.
S-8. Техника.
8.1.Основные принципы
8.2.Детали машин
8.3.Изобретения
S-9. Биология.
9.1.Анатомия
9.2.Сравнительная анатомия
9.3.Физиология
9.4.Ботаника
S-10. Лингвистика.
S-11. Общее ядро в достижениях Леонардо.
S-12. Научные достижения Леонардо и