Научный метод Леонардо да Винчи
Лекция Могилевского Михаила Алексеевича Профессор. Физико-Математическая Школа при НГУ (Новосибирск) Евроатом (Италия) Сиэтл (США).
Научный метод Леонардо
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ
«Знание добывается, не предписывается» [IMSA, 1980, Beliefs].
а. наблюдать не смотреть. Saper vеdеге, «знатъ как смотреть» «Бросая камни в воду, смотри на круги, оными образуемые. Иначе это будет пустой тратой времени». Козьма Прутков
b. тренировка наблюдательности
1.3. Искусство => Наука.
«Ars» и «scientia» в живой латыни. Пропорции. Перспектива.
«Художник (и учёный) соревнуется и соперничает с Природой». Корреляция творческих способностей к искусству и к науке.
1.4. Явление в целом.
«В Природе существует бесконечное множество связей, чего
никогда не бывает в эксперименте». «Также как и
королевство разделённое перестаёт существовать, так и
мысль разделённая слабеет и путается».
«Три вида перспективы: линейная; цвет; контраст». Полёт: птицы; аппараты; измерения.
1.5. БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ Масштабы. Powers of Ten [К. Boeke] Трение: установка;
(Fтр = mN для гладких поверхностей;
особый случай шероховатых поверхностей типа «липучек», где Fтр ~ S; подшипники.
Анатомия: «Каждая часть предрасположена к объединению с целым, и уходит таким, образом, от собственной неполноты»
1.6. Жажда знаний.
«Познавать, добывать знания естественная потребность хороших людей.» Клуб почемучек.
1.7. Потребности практики.
1.8. Beliefs. Цель жизни. Volonta.
Ренессансная убеждённость во всемогуществе человека. «Природа не нарушает свои законы».
«Почему не работать так, чтобы после смерти ты стал бы воплощением бессмертия?»
II. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ
Бесконечное множество причин в каждом явлении. Сформулированная задача уже фактически наполовину решена.
2.1. Независимость.
«Всякий, кто в споре ссылается на авторитеты, использует не
свои знания, а память. Хорошие работы происходят из
хорошего понимания природы, а не из памяти, а так как
причина заслуживает большего почитания, чем эффект
хорошее понимание природы без книжного знания следует
предпочитать книжному знанию без понимания».
«Луна плотное тело. Все плотные тела имеют вес. Почему
Луна не падает?» «Почему облака не падают?»
2.2. Сущность явления.
«Разум исследователя должен войти в разум природы, чтобы
действовать в качестве интерпретатора и выявить причины
через проявления её законов».
Perpetuum mobile. Горение. Полёт. Артериосклероз.
«Объясни, как облака образуются и растворяются, почему
водяной пар поднимается с земли в воздух... как новые листья
образуются на дереве».
2.2. Системность.
Реализация на практике его подхода к явлению как целому. Живопись: носы; гротескные лица; градации цвета. Детали машин.
2.3. Приложения.
«Когда будешь составлять книгу о движении воды, не забудь включить в каждое положение его применение для того, чтобы эта наука не была бесполезной».
«Сначала напиши диссертацию о причинах, вызывающих разрушение стен, а затем отдельно о том, как спасти их от разрушения».
Цепная передача => велосипед.
2.4. План.
ВОДА
«1. природа воды; 2. море; 3. подземные каналы; 4. реки;
5.природа дна; 6. преграды; 7. галька; 8. поверхность воды;
9.о вещах, которые движутся в ней; 10. способы очистки
воды; 11. водопроводы; 12. каналы; 13. инструлгепты,
приводимые в движение водой; 14. как поднимать воду;
15.о вещах, уничтожаемых водой.» [Hammer 15 v.]
III. РЕШЕНИЕ
3.1. Наблюдение-2. Информационный рисунок.
3.2. Эксперимент.
a. Роль. «Моё намерение сначала поставить эксперимент, а
затем, выяснив причины, понять, почему процесс должен
протекать именно таким, образом»,
b. Исследование принципиально важных эффектов.
c. Аккуратность постановки эксперимента.
d. Системность.
e. Новые методы (измерения; модели; маркеры)
f. Ограниченность. «В природе существует бесконечное
множество причин, чего никогда не бывает в опыте»